19 марта, 2015

Сегодня на Шмотомоде честный и анонимный рассказ одного дизайнера, чья молодость бурлит, а жизнь полна приключений. Через что проходят те, у кого нет любовника-миллионера или хотя бы в меру олигархических родителей? Как жить модой и не помереть с голоду? Наш анонимный дизайнер поведал о прелестях своего бытия в суровых российских реалиях. Осторожно, лонгрид!

Поехали.

Дизайнер начинается с института.
В 10-ом классе я решила, что, конечно же, стану великим кутюрье. Три дня я ездила по разным московским институтам. В одном из вузов повстречала картину, в виде девушки, сидевшей на полу над огромным чертежом пальто и льющей слезы в свою подругу. Видимо, конструирование местные преподы считали самым важным. Моя точка зрения – мы в первую очередь должны развивать вкус и чувство стиля. Вот если бы та девушка изобразила вязаное платье с жабо, шлейфом и приталенным пальто, тогда пожалуйста, отчисляйте ее ко всем чертям.

Проблем со вступительными экзаменами у меня не было — я с 7 лет ходила в художественную школу, и могла спокойно нарисовать хоть обнаженку в полный рост, хоть натюрморт маслом. Мне важно было попасть в такое место, где не просто отсидел несколько часов и домой, а где можно получить реальный толчок к дальнейшей карьере. Почти все институты специализировались на подготовке именно конструкторов и технологов — мало уделялось самому дизайну, зато чертежи и технология на машинах – в избытке. В один из таких я пришла на выпускной экзамен (показ) дипломников, чтобы посмотреть на их работы и на то, что меня ждет через пару лет.

G1i8SGy4Noo

Я отправилась сразу в закулисья, посмотреть, как все готовится. Меня схватили под белы рученьки и стали энергично засовывать в одежду. Нехватка моделей — главная беда всех студентов во всех вузах. Помощь подруг и товарищей – это здорово, но честно говоря, чаще всего одежда на них не смотрится, сборит, трещит и чего только не вытворяет. И да, рвется в самый последний момент на жопе. Я посмотрела все коллекции дипломников — и это было жутко (материал, швы, композиция, коллекции в стиле мух-навозниц с усами из проволоки). Хотелось выколоть глаза, зато преподавателям – относительно живым бабулям по 90 лет — все понравилось.

Сколько стоит быть дизайнером?
Обучение было тогда и сейчас было очень дорогим, наверное самым дорогим из дизайнерских промышленных вузов Москвы. Моим родителям пришлось сдавать квартиру и найти еще вторую работу, чтобы платить за меня. Манекен — от 3000 руб., причем с манекенами у нас вообще в России беда и драма. Или раздвижные, которые вообще непонятно для кого сделаны и потом все разбалтываются, словно алкаши, или черные обычные поролоновые, длинной до бедра. Ткань для макета. А ткани нужно очень много всегда. Начиная с первого курса от 5000 руб. уходило за один рулон. Швейная машинка и оверлок обойдутся от 15000 руб. и до бесконечности.

На первое время этого хватало. Первые три курса мы жили в радости и мечтах, что когда закончим, у каждого будет свой бренд и показы. Вот только денег категорически не хватало даже на материал для коллекции. В легком отчаянье мы все дружно отыскали одно место за третьим кольцом МКАД. Это был склад обрезков, брака и остатков ткани, продающихся по дешевке. И даже закупаясь всей этой дешевкой, мы тратили приличные деньги — от 12000 руб.

Можно сказать, что многому я научилась сама. Преподаватель по макету любила болеть и ходить пить чай. Учились сами как могли и, честно говоря, до сих пор мало кто умеет макетировать. 50 процентов берет выкройки из Burda чтобы не заморачиваться с макетом и конструированием. Целый семестр мы дружно пинаем все, что можно пинать вместе с преподавателем по проекту, а за неделю до экзамена — показа шьем без сна, еды и утвержденных эскизов и тканей. И нас таких «ВСЕ», кроме одного-двух ботанов.

z2-r6RqVBM0

А бывало к нам захаживали такие сказочные люди, как Именитые Российские Дизайнеры. Есть один постоянный гость, заказывающий у нашего института декорации для показа или арт-объекты, например величественную розу 3 на 3 метра. Все это ему делают студенты за спасибо из года в год. Другой гость ищет отрисовщика эскизов, ибо он не умеет рисовать. Найденный студент рисует, его работы забирают и все. Больше именитого дизайнера никто не видел.

Время приключений с Мадам Госпожа.
Как то нас пятый курс — умных и взрослых, собрали в аудитории и сказали, что ожидается очень важный гость. Гость оказался дамой, известной не только в России, но и в мире. Дама задумала открыть свой бренд и нуждалась в классных дизайнерах. Глаза у всех 60 человек загорелись, заблестели и заискрились. Все хотели работать у дамы и кинулись рисовать к следующей встрече эскизы одежды. На следующей встрече она выбрала пятерых, с кем хочет работать. Ну и меня собственно. При этом эскизы всех тех, кого не взяли, дама все равно оставила у себя. Потом нас и вовсе осталось двое — я и моя одногруппница.

Мадам Госпожа ничего не понимала в моде, но свою линию одежды очень желала. По одному ее внешнему виду было понятно, что это очень плохая идея. Стиль школьной учительницы с нотками хохломы отравлял все надежды на что-то интересное. Дальше Госпожа стала внимательней выглядываться в эскизы всех студентов и просто выбирать, как в магазине – нравится – не нравится. Включу в коллекцию – не включу. О том, что у коллекции есть концепция, стиль, силуэт, она, кажется, даже не догадывалась. Но нам было лучше не вякать, а с придыханием кивать головой и если и намекать, то со всем интеллигентством. Моя подруга не выдержала и ушла. Оставшись одна, я с каждым разом охреневала все больше и больше. Великий ад валился на мою голову каждый день. Своих идей у Мадам Госпожи не было, но и мои она слушать не хотела. В итоге она решила скопировать одного русского дизайнера. Ткани были из Турции, самые дешевые, некоторые еще и с печатью орнамента, глядя на который, я завидовала незрячим. Меня никто не держал, я всегда могла уйти, но черт, все мы верим, надеемся зацепиться за что-то, да и рассказы о грядущем триумфе, помощи в раскрутке и связях грели душу. Денег, кстати, так же не хватало. Если молнии не подходили по цвету, то их она лично возвращала чтобы вернуть три копейки обратно. Меня плавно перевели в швею — о чем я сама не сразу поняла. Просто внезапно дали задание сшить 5 платьев в пол за два-три дня. За одно платье я должна была получить аж 1000 руб. Даже китайцы бы получили за это 3000 руб. минимум, но мне изящно намекнули, что если платья не будут готовы к дню X, то я могу отправляться куда угодно. А амбиции то все еще грели душу.

Gzze4LM_KxA

Зомби-я пришла через три дня с готовыми платьями. Каждый шов и стежок оверлока Мадам Госпожа проверяла чуть ли не под лупой. Естественно, что-то ее не устроило, а времени переделывать не было, и с меня вычли энную сумму денег. Придя домой, я немного успокоила себя, что шить больше не буду, только дизайн, но угадайте, кто прислал СМС «Мне нужно 6 подъюбников с сеткой к послезавтра!». Я была уже где-то между психозом и истерией и спросила, какие подъюбники нужны. СМС в ответ: «Обычные подъюбники!». Ну вправду, отчего же это я не сообразила, что из четырех видов подъюбников нужны «обычные». На все один день. Деньги я не получила. «Я тебе потом верну или на карту кину». Ок, достану из закромов свои, и куплю ткань на них. Не знаю, откуда во мне было столько сил, но я оббегала все магазины, нашла и приобрела нужный материал и умудрилась сшить подъюбники в срок. Собрала их все и повезла в офис. Туда меня всегда пропускали без проблем, а тут охранник поинтересовался, куда это я навострила лыжи. Говорю, к Мадам Госпоже, подъюбников ей пачку несу. А охранник в ответ лишь «Оставляйте ваши подъюбники здесь. Мадам Госпожи сейчас нет. Деньги? Нет, деньги она не оставляла».

Вот так я и уехала. Больше не было ни звонков, ни СМС. Через месяц по телевизору показали презентацию этой коллекции в Анталии и знаете, мне все равно было приятно, хоть никто и не подозревал о моем существовании и причастности к созданию этой одежды.

Глядя на молодых дизайнеров все может казаться офигенным и интересным, только если ты не сам дизайнер. Некоторые мои знакомые, такие же начинающие и молодые, считают что они крутые, так как у них есть свои швеи, конструктора и помощники, а сами они порхают, выбирая ткани c попсовыми принтами под Dolce & Gabbana. Они заводят группы ВКонтакте, пишут о величии своего Модного дома и не забывают ставить цены за платье как у Marni. Другой вариант – шить самой дома. Без швей, фабрик, но с душой. Относить вещи в шоурум, потихоньку накапливать базу клиентов. Но здесь важно попасть в хороший шоурум. Иначе новая порция приключений непременно свалится на вашу голову.

YtCcfhJWhHk

О шоурумах.
Пригласили меня как то в один открывающийся шоурум. Сходив туда я воодушевилась, начала как проклятая творить в два раза больше, чем делала обычно. Мои приключения начались не сразу. Сначала были проблемы с тем, что многие вещи других дизайнеров были откровенно хреново сшиты. В другие шоурумы такие бы вещи не взяли, но владелица этого радостно принимала все подряд. Потом пошли проблемы с деньгами: плата за аренду, выплаты дизайнерам с продаж.

Когда я приезжала за деньгами с продажи вещей, наша хозяйка честно признавалась, что потратила все на наркоту. Или ее друг потратил. Или наркота сама все прокутила. Я решила уйти оттуда – цены на вещи ставили смешнее вашей самой любимой смешной картинки. Уходя, мне с трудом удалось забрать деньги. На меня сваливалась куча причин и отговорок, хотя вещи продавались хорошо. Через 3 месяца шоурум переехал в другое место и люди в нем поменялись.

lt90TZf4tyM

А если свой бренд?
Все хотят свой бренд, но не всем понятно как это сделать. Вот у знакомого дизайнера Алины есть все: отшитая коллекция, именные пакеты, свои швеи и lookbook. А где продавать? Шоурум хозяйки П. не подходит, ибо цены ставят маленькие, а себестоимость вещей Алины начинается от 6000 руб. Сняла рейлы в ТД Москва, отдала кучу денег и ни одной вещи не продано за две недели. Приняла участие в маркете, отдала за это внушительную сумму и опять – вещи целы и не куплены. И таких дизайнеров не просто много, а очень много.

Элементарный план успеха?
1. Не называть бренд своим именем. Серьезно, «Таня Плюшкина» это не круто.
2. Не открывать «Дом моды Тани Плюшкиной». Это смешно видеть, отголосок все того же дома моды Славы Зайцева.
3. Иметь интересную идею которая отвечает трендам. Все кичатся стилем, но чтобы продаваться одежда должна быть модной, в духе тенденций и желаний общества. Не надо начинать шить то, от чего были в восторге три года назад. Платьями в пол с цветами лучше просто торговать в Инстаграме и не выискивать в себе великого дизайнера.
4.Самое важное — понять для кого эта одежда, кто будет не только хотеть ее, а действительно покупать.
5. Устраивайте презентации, приглашайте на них только тех более-менее известных в местных краях людей, которым это будет интересно, а не какого-нибудь Филиппа Киркорова и Зверева, если вы творите полный минимализм.
6. Кстати минимализм — это палка о двух концах. В России ближе к одному концу, ибо у нас очень мало хороших натуральных тканей.

Вот и все.

Поделись шмотомодным постом с друзьями:

    Обсуждение


  1. 19.03.2015 в 20:04 написал:

    прочла и поняла что живу на какой-то параллельной планете. Поскольку я видимо не в те шоу-румы захожу — и вижу «ой что это как носить» от 20 000 из не очень натуральных материалов так себе качества и вот уже полгода как не могу найти хоть кого-то кроме Газилина предлагающего ладно сидящий базовый гардероб из приличного качества ткани. ну и особая личная боль последние 2 года — однотонные туники и хорошие длинные рубашки к в повседневным брюкам\джинсам ни на Ярмарке мастеров ни в шоурумах найти просто не получается. шьем у портних. эх.


  2. estsu
    19.03.2015 в 20:07 написал:

    Орлеана, спасибо за пост. Тоже мечтаю стать дизайнером. Впервые об этом задумалась в классе пятом, когда стала жутко популярна Кира Пластинина. Помнишь, с каким шумом открылся ее магазин в «Солнечном раю»? Мне ее одежда показалась тогда чем-то волшебным. Правда после пары покупок выяснилось, какое отвратительное у этой одежды качество, поэтому мама отказалась мне что-либо там покупать) Сейчас я нахожусь на стадии обучения и я уже столкнулась со страшными расходами, дефицитом хороших тканей и тотальной безвкусицей преподающих дизайн. Даже дипломный показ школы моды Зайцева напоминает ад (можно посмотреть на офсайте его школы). Так что я очень скептически отношусь к этой моей мечте. Не уверена, что она выйдет за рамки шитья для себя и близких подруг. Разве что на меня внезапно свалиться наследство дальнего родственника и я свалю учиться в Милан)


    • 19.03.2015 в 20:14 написал:

      Пластинина была событием! Кстати, думаю некоторые истории успеха начинались как раз с «начинала шить для себя и подруг», так что нет повода унывать. Есть повод стремиться и бороться.


  3. Ева
    20.03.2015 в 01:33 написал:

    Огромное спасибо за статью.
    Буквально пару десятков минут наз набрала в гугле «как стать дизайнером», так как всегда хотелось придумывать одежду. Да и удобнее шить самой, а не выискивать нафантазированное.
    Ладно, пойду в строители.


  4. 20.03.2015 в 02:05 написал:

    Я просто в шоке от поведения Хоспажи в этой истории и терпению дизайнера.
    Как-то странно получается, лично я давно ищу вещи русских дизайнеров «неизакрилаполиамида» и даже готова платить, только не ценник Прада… но честно пока мне это не удается.
    Вопрос к дизайнеру: а в Инстаграме или vk нельзя ли организовать он-лайн шоурум с возможностью примерки в реальности.
    Знаю несколько успешных, так называемых ателье в Питере, которые отшивают платья, скопированные у той же Виктории Бэкхэм и других дизайнеров, из хороших тканей.
    А если хочется чего-то особенного, то как раз Вы, дизайнер, нам и нужны


  5. Alexandra
    20.03.2015 в 03:22 написал:

    Блин, и в этой среде у нас отдельная крайность.. Учусь в Лондонском университете искусств, правда, на художника. В этом году нас перераспределяет по колледжам, как второй этап поступления. Я поступила в Central Saint Martins, погуляла там, посмотрела на их знаменитый Fashion корпус.. Ну что сказать, то, что они там делают — вообще носить не представляется возможным. Нет, ну они сами, и такие студенты как я, лет 19-23 да, но в принципе все как на городских сумасшедших) и больше внимания уделяется именно дизайну, а не технике. Как и в живописи. Рисовать немногие умеют в традиционном понимании слова. Так что что в России, что там, что-то придется изучать самому. На Родине — стиль и вкус, на чужбине — технику. Обидно, хоть кто-нибудь бы совместил нормально.


  6. 20.03.2015 в 15:42 написал:

    Я мечтала об этом с 8го класса… Правда, вскоре выяснилось, что руки растут не из плеч. Сейчас уже немного отошла, но осадочек остался. Сейчас что-то рисую для себя, но вряд ли буду шить. Суровые реалии совсем не вдохновляют. И я поражаюсь вашему терпению. Я бы еще на стадии выбора получила срок за нанесение тяжких телесных повреждений. Кстати, у нас в провинции вряд ли можно найти нормальные курсы шитья, не то, что вышку. Поэтому пошла на востоковеда. Вот так и рушатся мечты.


  7. Maranta
    21.03.2015 в 01:36 написал:

    а подскажите пожалуйста, где находится упоминаемый Вами склад ткани за 3-м кольцом?


  8. 21.03.2015 в 03:13 написал:

    Спасибо Орлеане за пост, а дизайнеру за то, что так честно все рассказала. С такими и подробными проблемами сталкиваются практически все люди в модной индустрии на постсоветском пространстве…


  9. гость
    21.03.2015 в 16:16 написал:

    девочки — О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ!?????


    • Гость
      21.11.2016 в 00:48 написал:

      Возможно, о Юлии Далакян.


  10. 22.03.2015 в 18:46 написал:

    И вот мои мечты стать дизайнером медленно отходят от реальности =D Большое спасибо вам за такую откровенность!


  11. 24.03.2015 в 02:20 написал:

    Как же все это знакомо! Прямо ностальгия по временам учебы) приятная такая) хотя когда все это было,я и с ума сходила и истерила и возмущалась что на «бесплатное» образование уходит столько денег.но по сути я даже рада что когда-то решила стать дизайнером,какая-то чувствуется даже гордость за свою профессию,что это не просто «пришел-отсидел четыре пары-ушел-получил диплом-устроился в офис»,нет дизайн — это нечто нестандартное и очень сложное.нас кстати предупредили сразу на первом курсе,что это очень сложно и денег уйдет куча.и что иногда придется сутками не спать.мы конечно не поверили,что такое возможно,а теперь мой рекорд — 78 часов без сна.кстати,я училась в Технологическом колледже N 14.именно в колледже,потому что еще в школе выяснила,что там обучение глубже и качественнее.и поступить легче.там учили всему (и как придумывать и как воплощать идеи,начиная с эскиза и заканчивая готовой коллекцией).очень много практики было.другой вопрос,что наше видение моды и стиля не всегда совпадало с видением преподавателей.но это нормально на мой взгляд.кто-то сумел сохранить свой стиль,а кто-то подстроился.и еще все очень зависело от нас самих (но это тоже нормально).материала нам давали достаточно,и если мы действительно хотели чему-то научиться,мы это делали.например,я почти ничего не понимаю в макетировании,но не потому что преподаватель был плохой,а потому что оно было на пятом курсе первой парой во вторник и я туда не ходила)так что вина моя полностью.и еще жалею что не ходила на экономику и менеджмент и не слушала на праве.тогда думала что это все не нужно,а сейчас приходится изучать( в институт дальше учиться не пошла,считаю это пустой тратой времени.к тому же все,кто туда пошел,говорили что ничего нового там не дают.по сути,все идут туда за высшим образованием.сейчас пробую развить свой бренд,пока что шью немножко на заказ и просто разные вещи на продажу) и больше полугода пытаюсь дошить свою дипломную коллекцию и сделать из нее полноценную.но,к сожалению,без бюджета или без спонсоров это сделать очень сложно,к тому же приходится постоянно ее откладывать ради других прибыльных проектов.пока не очень представляю,что из всего этого выйдет (вернее,что — представляю,а вот каким образом — не очень),но уверена что добьюсь успеха.в дизайне главное огромное желание и огромная работа.и еще характер.а только потом талант.такой длинный комментарий вышел)но после прочтения поста захотелось поделиться своей очень похожей (а в чем-то и нет) историей) в общем,дизайн — это действительно очень сложно,но и очень интересно при этом.думаю,просто когда вы начинаете этим заниматься,вы почти сразу понимаете,ваше это или нет)и если да,то вас это станет особенным отдельным миром.


    • 25.03.2015 в 18:56 написал:

      Спасибо за такой развернутый комментарий! И посылаю флюиды успеха :)


    • КК
      26.03.2015 в 22:13 написал:

      Ревякова, это ты?)


  12. Тоня
    29.03.2015 в 20:49 написал:

    не знаю, во что себя одевать, а уж про других людей вообще молчу :D но эскизики с 10 лет рисовала исправно, и на уроках труда шила. ну, юбку себе по фигуре вполне могу сделать, уже хорошо)


  13. Cherry
    06.04.2015 в 14:22 написал:

    Ахтунг-хуяхтунг!!!!
    Молодые дезигнеры, не делайте, пожалуйста, так:
    http://fashiony.ru/page.php?id_n=135014


  14. Bookworm
    07.04.2015 в 04:10 написал:

    Интересный текст. А вот такой вопрос/ предложение: продавать вещи через интернет? Онлайн шоппинг становится популярным в последнее время. Создать каталог и ходить в гости к покупателям (тяжеловато, но на первую пору вполне вариант)?


  15. 09.04.2015 в 02:50 написал:

    Приветствую всех!
    Я один из тех дизайнеров, кому приходится самостоятельно развивать свой бренд, пусть медленно, зато это любимое дело!
    Конечно у молодого дизайнера очень много трудностей и преград.
    Но хочу сказать, если вы считаете это делом всей вашей жизни, то пробовать стоит!


  16. Ольга Вальдем
    03.05.2015 в 03:23 написал:

    У меня тоже есть история.
    Сначала было училище, научилась шить и рисовать, потом практика в ателье по коже, шелкам и кружевам потом дизайнеры со своими большими амбициями и отсутствием гуманногоотношения к своим работникам. Бессонные ночи и вечно израенные пальцы меня порядком достали, идеи мои использовались постоянно, а зп как-то не отвечало тому, что я работала с 10 утра до 2 ночи с 1 выходным в месяц. Так жила год, за который освоила массу технологических процессов и техник. А потом ушла в другую сферу работать. Изучаю как раскрутить бренд, учусь в школе рекламы и брендинга, освоила смм. Сейчас у меня заказ по контенту на Лос-Анжелес. Заказчица — молодая девушка, которая отшила коллекцию, заказала хороший сайт, лого, отсняла качественный лукбук и наняла смм-щиков, которые раскручивают инстаграм и фейсбук. А девочка получает заказы с сайта.
    Так что каждый сам выбирает каким путем идти к своей цели. Успеха нам всем в этом)


  17. 08.05.2015 в 21:06 написал:

    С детства хотела быть дизайнером, но сначала хотела научится шить, т к поинтересовавшись у людей тех, что учился на дизайн ничего кроме рисования не умели, а кто учился на швею ни бум бум в дизайне. Как сказали ранее совместить все вместе и обучать — такого нет.
    Я живу в Казахстане, стране «купи-продай» — «тряпок» (я так ткань называю) много всяких разных, и дорогих и дешевых, по составу разных, цветов и т.д. «Портить» (переделывать или шить) одежду я начала еще лет в 7мь. В семье денег постоянно не хватало и я обычно переделывала что-то. шила я плохо, поэтому главное правило было- главное чтобы с лицевой стороны все было идеально, а внутри — я никому никогда не покажу.
    В 16 пошла учится на портного-универсала (да, да, такая профессия еще есть)+курсы дизайнера-конструктора(!)+курс вышивальщицы. В шараге было главное-посещаемость. Чтобы голова не пухла от идей и сумасшедшей фантазии надо было что то создавать. Устроилась официанткой в ресторан, деньги шли на ткань.
    Вышла замуж. Окончила еще курсы «Любакс». Познала самые низшие азы конструирования по этой системе. Кто ничего воооооообще не понимает в конструирование и моделирование тем более там делать пока нечего( увы и ах….
    Сейчас мне 25… Я шила массовку(спецодежда промоформа), шторы, национальную одежду, вечерние платья, детскую одежду, для пол дэнса, просто для танцовщиц, себе и многим своим подругам и друзьям…. Работаю в ателье, шью крою реставрацией занимаюсь. Моя зарплата — 70 тысяч тенге (14 000 рублей) — это в лучшем случае… Иногда приносят джинсы с месячными и просят поставить латки на них. С грязью…Отказываюсь. Ругаюсь с Директором. Один выходной — вс. Я Неформалка, пирсинг и татуировки присутствуют — иногда называют ненормальной и не адекватной, хотя еще даже не видели мою работу и не вступали в разговор.
    И много всякого Г***на со мной происходит каждый день, но это все не важно… Я прихожу домой после мозговыносилово и тупых мамбетских заморочек и творю то, что я действительно хочу. Моя одежда продается в одном из лучших магазинов Алматы за очень хорошие деньги под моим собственным названием. Я даже не знаю кто именно я по профессии, но я люблю все то, что со мной происходит и люблю то, чем я занимаюсь. И не важно сколько денег, сил и терпения, борьбы с окружающими, которые говорят зачем тебе это нужно, главное — стремиться, быть преданным своим идеям, мечтать и верить в себя и только в себя….
    К сожалению я не уверенный в себе человек, даже комментарий этот боялась отправлять, поэтому все равно сижу в ж**пе и сосу Х***…
    Поэтому по-больше еще уверенности в себе!


  18. heartbeat
    29.03.2016 в 11:10 написал:

    ну по поводу первого пункта-сомнительный совет)))гоша рубчинский вот например замечательно продается)вопрос в умении подать

Вы отвечаете на комментарий гражданина Dusia